Здравствуй любимый РДН! Как давно я не писал здесь ничего((( Но вот скоро единственный праздник, которого я жду больше чем свой День Рождения, это Новый Год! Как хочется вернуться в детство, когда отец приносил елку, мы ее наряжали... а потом мандаринки... эх)
Ладно, хочу Вам написать о некоторых интересных фактов про Новый Год и Рождество.
А знаете ли вы, что наш добрый Дедушка Мороз изначально был не таким уж и добрым. Назывался он Великим Старцем Севера и был жестоким языческим божеством. В свой мешок он собирал жертвоприношения, часто предпочитая маленьких детей (да-да, ни о каких подарках тогда даже и речи не шло). В лесу этот повелитель холода и пурги имел обыкновение морозить людей (такой образ сохранился, например, в поэме Некрасова «Мороз – Красный нос»). В общем, если он появлялся у вас в доме, следовало не залезать на табуретку, чтобы рассказать стишок, а улепетывать со всех ног.
Однако в XIX веке параллельно с этим образом, жившим в умах еще со времен язычества, возникает и развивается другой мифический персонаж, внешне, однако, подозрительно похожий на Великого Старца, – «главный по елке», которого, так же как елку в свое время заимствовали с Запада. Этот персонаж добрый, но справедливый. Он приходит под Рождество и дарит хорошим детям подарки (плохие могут получить посохом). Некоторое время существовала неразбериха с его названием, однако в результате народный выбор остановился на «Деде Морозе», Дед напоминает нам об уважаемом предке, а в Морозе чувствуются отголоски того Великого Старца, которого лучше не злить, ведь он может и урожай загубить, и людей… В общем им очень удобно было пугать детей.
Окончательно же Дед Мороз как персонаж, которого мы наблюдаем каждый Новый Год, сложился уже в СССР, в 1930-е годы.
А знаете ли вы, что в 20-е годы ХХ века году рождественская елка была объявлена советской властью «вне закона», как «религиозный пережиток», «дикарский» и «поповский» обычай. Рождество перестали отмечать, а в домах запретили ставить елку. Однако уже в 1935 году 2-й Секретарь ЦК Компартии Украины Павел Постышев обратился к Сталину, предложив вернуть новогоднюю елку народу, посчитав несправедливым, что у детей капиталистов есть новогодний праздник, а у детей трудящихся – нет (товарищ Постышев, конечно, немного слукавил, ведь у «детей капиталистов» была рождественская, а не новогодняя елка).
«Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим», – ответил Сталин. 28 декабря 1935 года в «Правде» появилась статья за подписью Постышева. «Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец», – писал Постышев. Так праздничное дерево реабилитировали, только ставить его стали, разумеется, не на Рождество, а на Новый Год, а восьмиконечную Вифлиемскую звезду, которой принято было украшать верхушку елки, заменили на нашу, красную, пятиконечную.
Методисты и педагоги сели за написание сценариев, в которых советские дети должны были играть правильных снежинок, зайчиков и лисичек. В 1936 году состоялась первая Кремлевская елка, для самых главных отличников страны.
А знаете ли вы, что впервые с голубых экранов в новогоднюю ночь к советскому народу обратился Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев 31 декабря 1970 года. Брежнев долго говорил о том, как удачно закончилась восьмая пятилетка, как получила дальнейшее развитие социалистическая демократия, как наша Родина сделала еще один шаг по пути к коммунизму и нервно перекладывал бумажки, на которых был написан текст речи. На следующий год поздравлял советских граждан с Новым Годом уже председатель Президиума Верховного Совета Николай Подгорный, а еще через год – председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин. С тех пор предновогоднее обращение руководства государства к гражданам стало традицией, без которой для многих уже немыслима новогодняя ночь.
А знаете ли вы, что в России обычай новогодней елки ведет свое начало с петровской эпохи. Мы уже писали о том, что Петр I, когда установил, что Новый Год будет отмечаться 1 января, велел также украшать ворота домов еловыми или сосновыми ветвями. Видимо, он подсмотрел подобную традицию в своем заграничном путешествии 1698-1699 годов. Хотя, конечно, к новогодней (рождественской) елке в нашем современном понимании его указания имели мало отношения. Ведь Петр заботился об украшении домов снаружи, а новогоднюю (рождественскую) елку устанавливают внутри.
После смерти Петра его рекомендации были напрочь забыты, но в одном отношении они имели довольно забавные последствия. Царские предписания сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым Годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки. Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай поддерживался в течение XVIII и XIX веков.
А знаете ли вы, что второе пришествие елки, теперь уже рождественской, в Россию случилось в начале 1840-х годов в Санкт-Петербурге. Чем же объяснялась такая теплота к елке после стольких лет забвения? В основе лежало наше такое частое стремление подражать Западу. Начиная с 1820-х годов и далее — на протяжении двух десятилетий, русские увлекались модой на немецкие литературу и философию. А к 1840-м годам мода докатилась и до немецких обычаев, и русские стали обращать внимание на немецкие елки. Между прочим, не в последнюю очередь этому всплеску интереса способствовала повесть Гофмана «Щелкунчик», которая впервые вышла в русском переводе в 1839 году под названием «Щелкун орехов». Разумеется, сначала немцам стала подражать знать. Но уже к концу 40-х рождественское дерево становится в столице привычным предметом и в домах людей других сословий.
А знаете ли вы, что традиция рождественской елки (для нас это новогодняя елка) появилась в Германии еще в те далекие времена, когда на территории этой страны и речи не было о христианстве, а жители ее были язычниками. Среди германских народов издавна существовал обычай идти на Новый год в лес и украшать выбранное для обрядов еловое дерево свечами и цветными тряпочками. После украшения вокруг этого дерева совершались определенные ритуалы. Со временем подходящие еловые деревья стали срубать и приносить в дома, где их также украшали.
С христианизацией территории нынешней Германии существовавшие обряды стали приспосабливать под новую религию, и они начали приобретать уже христианский смысл. Постепенно ель стали устанавливать в канун Рождества, а не в Новый Год.
А знаете ли вы, что Новый Год в России стали отмечать с 1 января только с 1700 года, т.е. с царствования Петра I. До этого Россия вела счет времени «от Создания Мира». Если бы мы с вами жили в 1699 году, для нас это был бы 7207 год от Создания Мира.
Однако в ту пору активно развивалась торговля и дипломатические отношения с европейскими странами, давно перешедшими на григорианский календарь и принявшими за начало года 1 января. Такое несоответствие в календарях страшно всех запутывало. И Петр, как человек решительный, постановил, что раз многие народы «свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не от Создания Мира, за многую рознь и считание в тех летах», «будущего января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век» (текст взят из Петровского указа от 1699 года).
При этом в том же указе устанавливалось, что необходимо «перед воротами [домов] учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом и столетним веком», в том числе стрелять в новогоднюю ночь из мушкетов, а разводить костры: «по улицам большим, где пространство есть, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или соломы».
Внимание! Данная статья была написана более полугода назад, актуальность материала и состояние жизни ссылок не гарантируется! Воспользуйтесь дополнительными параметрами для поиска необходимого вам контента! Приносим свои извинения...